ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайт Министерства образования о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах
Готовимся к 2025-2026 учебному году
Изменения в федеральных программах начального, основного и среднего образования с 1 сентября 2025 года — Приказ Минпросвещения №704
В Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704, который вносит изменения в федеральные основные общеобразовательные программы, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года. Соответствующий документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
В целях сокращения нагрузки на обучающихся определено максимальное количество контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР). Оно не должно превышать 10% от всего объема учебного времени.
Приказом закреплен перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования.
Программы синхронизированы с основным и единым государственными экзаменами: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.
Также в программы внесено поурочное планирование по учебным предметам непосредственного применения. При этом у общеобразовательных организаций остается право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований.
Установлены изменения и в части учебных предметов «История» и «Обществознание».
Так, с 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края). В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.
С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений. С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.
12 марта 2025 года Институт содержания и методов обучения проведет «Методическую среду ИСМО» по разъяснению требований приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704.
Приказ Минпросвещения 704: изменения
Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.
1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.
- Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
- Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).
2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.
3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.
4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
Например, для русского языка в 5 классе предусмотрено следующее планирование:
- Богатство и выразительность русского языка.
- Лингвистика как наука о языке.
- Повторение орфографии: правописание гласных и согласных в корне (повторение пройденного в начальной школе).
- Повторение орфографии: правописание разделительного мягкого и твердого знаков.
- Повторение состава слова.
- Повторение морфологии: самостоятельные и служебные части речи.
- Повторение синтаксиса.
- Контрольная работа (повторение пройденного в начальной школе).
- Устная и письменная речь.
- Монолог, диалог, полилог.
- Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
- Виды чтения.
- Виды аудирования.
- Речевой этикет.
- Обучающее сочинение (изложение).
- Понятие о тексте и т.д.
Обществознание и история с 1 сентября 2025
Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
5-й класс:
- 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.
- 34 часа — на историю своего края.
6-й класс: - 28 часов для изучения всеобщей истории.
- 57 часов на изучение истории России.
- 17 часов на историю края.
7-й класс: - 28 часов — на всеобщую историю.
- 57 часов — на историю России.
- 17 часов — на историю своего края.
8-й и 9-й классы (с 2026 года):
8-й класс:
- 34 часа на всеобщую историю.
- 68 часов на историю России.
9-й класс: - 23 часа на всеобщую историю.
- 45 часов на историю России.
Обществознание с 9 класса:
С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.
Изменения в ФРП
В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:
- Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
- Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
- Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
- Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
- Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
- Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
- Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
- Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
- История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
- Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
- Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
- Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.
Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.
Организационные моменты учебного процесса
В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:
Учебный план:
- Продолжительность учебного года теперь составляет 34 недели. Минимальный объем часов увеличен с 2170 до 2312 часов за 2 года обучения, максимальный — до 2516 часов.
- Варианты федерального учебного плана (ФУП) для различных направлений (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического) предполагают 2 часа обязательных уроков. Третий час можно проводить за счет части, формируемой самими школами и учениками. Раньше третий час мог браться также за счет внеурочной деятельности или посещения спортивных секций.
- Появились рекомендации по домашнему заданию, что сделает нагрузку для школьников более сбалансированной.
Календарный учебный график:
- Учебный график и режим работы теперь школы могут устанавливать самостоятельно, что позволит им более гибко подходить к организации учебного процесса.
- Каникулы должны длиться не менее 7 дней, а летние — не менее 8 недель. В случае чрезвычайных ситуаций возможен перенос учебного процесса на лето.
- Рекомендуется проводить учебные периоды по 5-6 недель с недельными каникулами. Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10 классов и 42 дня для 11 классов.
Внеурочная деятельность:
- Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».
- До 4 часов в неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.
Эти изменения позволят более гибко организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая комфортные условия для учеников и преподавателей.
Подведем итоги
В заключение можно отметить, что новые изменения в образовательных стандартах и учебных планах направлены на создание более гибкой и эффективной системы обучения. Увеличение минимального объема часов, самостоятельная корректировка учебных графиков и рекомендаций по домашним заданиям позволят школам лучше адаптироваться к нуждам учеников и реалиям современного мира. Нововведения касаются как обязательных предметов, так и внеурочной деятельности, что способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им более осознанно выбирать будущие направления обучения и профессионального развития.
Организация и преподавание учебных предметов в начальной школе в 2025-2026 учебном году
Организация и преподавание учебных предметов в начальной школе в 2025-2026 уч. г.
Преподавание предметов «Русский язык» и «Литература» в 2025-2026 учебном году
Презентация. Преподавание русского языка
Презентация. Преподавания литературы
Преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" в 2025-2026 уч. г
Проектные задания по русскому языку и литературе: как гармонично интегрировать в учебный план 2025/2026 учебного года
Преподавание предмета «Математика» в 2025-2026 учебном году
Презентация. Преподавание математики
Преподавание предмета «Математика» в 2025-2026 уч. году: единое образовательное пространство РФ
Строим планы вместе: планируем работу учителя математики на 2025/26 учебный год
Строим планы вместе: планируем работу учителя математики на 2025/26 учебный год
Преподавание предмета «Информатика» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Информатика» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Труд (технология)» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета "Труд (технология)" в 2025-2026 уч. г.
Преподавание предмета «Иностранный язык» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Иностранный язык» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Химия» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Химия» в 2025-2026 учебном году
Презентация. Преподавание химии
Преподавание предмета «Биология» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Биология» в 2025-2026 учебном году
Презентация. Преподавание биологии
Преподавание предмета «География» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета "География" в 2025-2026 уч. г.
Интеграция проектных заданий в рабочую программу по географии на 2025/2026 учебный год
Вебинар Интеграция проектных заданий в рабочую программу по географии на 2025/2026 учебный год
Содержание учебных предметов «История» и «Обществознание»: линии изменения в 2025-2026 учебном году
Содержание учебных предметов «История» и «Обществознание»: линии изменения в 2025-2026 учебном году
Интеграция проектных заданий в рабочие программы по истории и обществознанию на 2025/2026 учебный год
Преподавание предмета «Физика» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета "Физика" в 2025-2026 уч. г.
Планирование обучения физике в 2025-2026 учебном году.
Базовый и углублённый уровень
Планирование обучения физике в 2025-2026 учебном году. Базовый и углублённый уровень
Преподавание предмета «Физическая культура» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Физическая культура» в 2025-2026 учебном году
Преподавание предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в 2025-2026 учебном году
В 2025–2026 учебном году планируют ввести единые учебники по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) для 8–11-х классов. ug.ru
Пока учебные пособия по новой дисциплине находятся на стадии разработки, учителя и школьники используют учебники ОБЖ. ibls.one
Некоторые особенности преподавания ОБЗР:
- Уроки проводят один раз в неделю.
- Юноши должны проходить обязательные сборы. Девушки участвуют в этих мероприятиях добровольно и могут заменить военно-тактические игры на изучение правил оказания первой помощи.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проходят ОБЗР по индивидуальной программе, скорректированной под их психофизическое состояние.
- Чтобы оценить, насколько хорошо ученики усвоили материал, преподаватели проводят письменные тестирования и контрольные работы, зачёты по физподготовке, экзамены, состоящие из теоретической и практической частей.
Вести уроки ОБЗР могут участники СВО и ветераны боевых действий, прошедшие соответствующую переподготовку и получившие квалификацию педагога.
Введение обновленного ФГОС СОО с 1 сентября 2023 г.
Введение обновленных ФГОС СОО
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:
— требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
— требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС общего образования в совокупности с ФГОС среднего и высшего профессионального образования обеспечивают единство образовательного пространства РФ.
Дорожная карта по введению ФГОС СОО на 2023-2028 гг
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17 ноября 2022 г. N 03-1889 «О направлении информации» скачать
2022-2023 учебный год
- Приказ от 10.02.2023г. №25 " О введении ФГОС СОО с 01.09.2023г. в МБОУ СШ № 15" (плана мероприятий по введению ФГОС СОО)
https://cloud.mail.ru/home/Приказ%20от%2010.02.23%20№25%20О%20введении%20ФГОС%20СОО%20в%20МБОУ%20СШ%20№%2015.pdf
- Приложение к приказу №25 от 02.02.2023
- Приказ от 29.12.2022 №1354 "Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС СОО"
- Приказ МО РО от 06.12.2022 № 1223 "Об организации работы по введению обновлённого ФГОС СОО"
- Письмо от 28.11.2022г. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО "Об основных изменениях, внесённых во ФГОС СОО"
- Приказ от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденных приказом от 17.05.2012 № 413"