1. Общие положения
1.1. Настоящее положение направлено на
реализацию Концепции модернизации российского образования, утвержденную
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2).
Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом
Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных
учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13.
1.2. Целью данного Положения является определение принципов,
оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития
обучающихся первых классов.
1.3. Для оценки знаний обучающихся в 1-м классе МБОУ СОШ№ 15
используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы
(отсутствие бального оценивания знаний обучающихся), обучение является
безотметочным, отметка по пятибальной системе начинает применяться со 2-го класса.
1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
а) дифференцированный подход при
осуществлении оценочных и контролирующих действий;
б) контроль и оценивание строятся
на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей
начальных классов;
в) самоконтроль и самооценка
обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
1.5. К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки
относятся следующие:
-усвоение предметных знаний,
умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного
стандарта начального общего образования;
- сформированность общеучебных умений деятельности младшего
школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, связано излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной
активности и интересов, прилежания и старания;
сформированность познавательной
активности и интересов, прилежания и старания.
1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение
учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных
этапах обучения.
1.7. Функцией контроля и
оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития
обучающихся.
2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки
предметных знаний, умений и навыков
2.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений
обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.
2.2. Видами контроля
результатов обучения в 1-х классах, являются:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
3. Механизм определения уровня
обученности и развития обучающихся
3.1. Для формирования действий
самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое внимание уделяется
развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.
3.2. Результаты итоговой и
промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».
Красным цветом
обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом –
соответственно средний и низкий уровень.
3.3. При определении уровня развития
умений и навыков по чтению
необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же
способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми
навыками и умениями работать с текстом.
3.3.1. Высокому уровню развития навыка
чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок
при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), во втором
классе 50-60 слов целыми словами, понимание значения отдельных слов и
предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие эту мысль.
3.3.2. Среднему уровню развития навыка
чтения в 1-ом классе соответствует
слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения
25-30 слов в минуту (на конец учебного года); во втором классе 40-45 слов в минуту целыми словами.
Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного,
умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие эту мысль.
3.3.3. Низкому уровню развития навыка
чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по слогам при темпе ниже 25 слов в
минуту, во втором классе ниже 40 слов (слог + слово), при понимании смысла
прочитанного текста, правильные ответы на вопросы по содержанию.
3.4. При выявлении уровня развития
умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по
орфографии, сформированность устной речи.
3.4.1. Высокому уровню развития навыка
письма соответствует письмо с правильной
каллиграфией. Допускается 1-2
негрубых недочёта.
3.4.2. Среднему уровню развития навыка
соответствует письмо, если имеется 2-3
существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами,
словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых
недочёта.
3.4.3. Низкому уровню развития каллиграфического
навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из
перечисленных выше требований.
3.4.4. К числу негрубых недочётов
относятся:
а) частичные
искажения формы букв:
б) несоблюдение
точных пропорций по высоте заглавных и
строчных букв;
в) наличие
нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за
линию рабочей строки, недописывание до неё;
е) отдельные
случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
3.4.5. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
3.4.6. Среднему уровню развития знаний,
умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок
не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов.
3.4.7. Низкому уровню развития знаний,
умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и
недочётов превышает указанное количество.
3.5. Критериями оценки сформированности
устной речи являются:
а) полнота и
правильность ответа;
б) степень
осознанности усвоения излагаемых знаний;
в)
последовательность изложения;
г) культура
речи.
3.5.1. Высокому уровню развития устной
речи соответствуют полные, правильные связанные, последовательные ответы
ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.
3.5.2. Среднему уровню развития устной
речи соответствуют ответы, близкие к
требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает
неточности в речевом оформлении ответов.
3.5.3. Низкому уровню развития устной
речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание
излагаемого материала, но отвечает
неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило
примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений,
которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно,
недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и
построении словосочетаний и предложений.
3.6. При определении уровня развития
умений и навыков по математике
необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков,
сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших
геометрических понятиях.
3.6.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков
соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение
самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно
быстро.
3.6.2. Среднему уровню развития устных
вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает
отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы
вычислений.
3.6.3. Низкому уровню развития устных
вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает
незнание большей части программного материала.
3.6.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков
соответствуют работы, выполненные безошибочно.
3.6.5. Среднему уровню развития
письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не
более 3 грубых ошибок.
3.6.6. Высокому уровню сформированности
умения решать задачи соответствуют
работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить
задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ
на вопрос задачи).
3.6.7. Среднему уровню сформированности
умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает
отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях
задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно
быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
3.6.8. Низкому уровню сформированности
умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не
справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя.
Допускает 2 и более грубые ошибки.
3.6.9. Высокому уровню сформированности
умения ориентироваться в геометрических
понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их
существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол,
треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать
геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.
3.6.10. Среднему уровню умения
ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и
распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в
определении существенных признаков фигур.
3.6.11. Низким уровнем умения
ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения,
несоответствующие указанным требованиям.
3.7. Определение уровня развития умений
и навыков по ознакомлению с окружающим
миром производится в соответствии с
требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений,
практических работ и дидактических игр.
3.7.1. Высокому уровню развития этих
умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные,
логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения
явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и
раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
3.7.2. Среднему уровню умений и навыков
по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически
законченные рассказы, но ученик
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала,
неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих
знаний на практике.
3.7.3. Низкому уровню развития этих
умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание
большей части программного материала, не справляется с выполнением практических
работ даже с помощью учителя.
3.8. При определении уровня развития УУД необходимо учитывать умения
учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать,
сравнивать, обосновывать оценку, делать самооценочные суждения.
3.8.1. Высокому уровню развития умения
работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно
ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко
вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём
расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию
автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).
3.8.2. Среднему уровню развития умения
работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-
либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию
автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания
(фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).
3.8.3. Низкому уровню развития умения
работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он
обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает
название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая
во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте).
3.9. Умение обучающихся планировать свою работу определяется
учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
3.9.1. Высокому уровню соответствует
умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно
составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.
3.9.2. Среднему уровню соответствует
умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм
действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.
3.9.3. Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной
задачи — составление последовательного алгоритма действий только при
непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе
рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
3.10.
Определение уровня развития
познавательных мотивов и активности обучающихся производится по
результатам наблюдения учителя за
деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи
диагностических методик.
3.10.1. При высоком уровне развития
общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности
классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно
оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят,
повести за собой.
3.10.2. При среднем уровне развития
общественной активности ученик принимает
участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами
участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения
в аргументации своей точки зрения.
3.10.3. При низком уровне общественной
активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает
позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к
нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно
их оценивает.
3.11. При высоком уровне сформированности
отношения к учению проявляется
повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо
учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
3.11.1. При среднем уровне
сформированности отношения к учению проявляется интерес ребёнка к знаниям, он
понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают
срывы.
3.12.2. При низком уровне
сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот
интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к
которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
3.13. Высоким уровнем определяется
ответственное отношение ребёнка к любым поручениям, он любит участвовать в
общественных делах, проявляет инициативу.
3.13.1. Средним уровнем определяется,
как правило, ответственное отношение учащегося к поручениям, но в отдельных случаях он может
не выполнить порученное, любит участвовать в общественных делах, но включается
в них только по инициативе других.
3.13.2. Низким уровнем определяется
отношение к общественным поручениям тогда, когда осуществляется постоянный
контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь
по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия
в общественных делах.
3.14.
Высокий уровень сформированности отношения
к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях,
проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
3.14.1. Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется
следованием нравственным нормам, но в
сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность
помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
3.14.2. Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для
такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в
жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения
сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет
это как повинность.
4. Взаимодействие с родителями в процессе
безотметочного обучения
4.1. В соответствии со ст.32 п.3.2.
Закона Об образовании» РФ ОУ несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество
образования своих учеников.
4.2. На родительских собраниях учителя
знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-ом классе школы,
рассказывают об особенностях и важности формирования портфолио
обучающегося, называют преимущества
безотметочной системы обучения.
4.3. Для информирования родителей о
результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель
проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
4.4. В конце первого года обучения, а
также при переходе обучающегося в другую
школу учитель вкладывает в личное дело «Таблицу предметных и общеучебных
умений» (Приложение 1), а также «Листок
достижений», заверенный печатью Учреждения. (Приложение 2)
|