I. Общие
положения
1.1 Системная оценка
личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках
накопительной системы – Портфолио.
1.2 Портфолио ученика:
· является современным педагогическим инструментом
сопровождения развития и оценки
достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование
качества образования;
·реализует одно из основных положений Федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения
– формирование универсальных учебных действий;
· позволяет учитывать возрастные особенности
развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов; лучшие достижения
Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы
учебных предметов образовательного плана;
· предполагает активное вовлечение детей и их
родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и
оптимистического прогнозирования.
1.3 Портфолио
представляет собой комплект печатных материалов формата А 4, в который входят:
листы-разделители с названиями разделов: «Портрет», «Рабочие материалы», «Достижения»;
тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы
задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
1.4 Портфолио
как инновационный продукт носит
системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется
как: процессуальный способ фиксирования достижений обучающихся; копилка
полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности
ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
II. Цели и задачи.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
· создание ситуации успеха для каждого ученика,
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
· максимальное раскрытие индивидуальных
способностей каждого ребенка;
· развитие познавательных интересов учащихся и
формирование готовности к самостоятельному познанию;
· формирование установки на творческую
деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
· формирование положительных моральных и
нравственных качеств личности;
· приобретение навыков рефлексии, формирование
умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить
их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я
идеальный");
· формирование жизненных идеалов, стимулирование
стремления к самосовершенствованию.
III. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений обучающихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых
приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные
учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе
УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио («Портрет», «Рабочие материалы», «Достижения»)
являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического
мышления учащихся путем
использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление
– рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели
обучения, осуществлять активное присвоение
информации и размышлять о том, что они узнали.
IV. Девиз работы с Портфолио:
«Каждодневный творческий процесс
ученика должен быть зафиксирован".
V. Содержание Портфолио.
Страницы
раздела «Портрет»
- Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
- Место для фото (или автопортрета)
- Напиши о себе (как умеешь):
Меня
зовут___________________
Я родился
____________________ (число/месяц/год)
Я живу в
______________________
Мой адрес
Моя семья
- Нарисуй портрет своей семьи
- Родословное дерево
- Чем я люблю заниматься
- Я ученик
Выкладывается лист диагностики
проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты
знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)
|
- Я могу делать
- Я хочу
научиться в этом году…
- Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
|
Чему
научусь
|
Рисунок
или пример
|
Русский
язык
|
|
|
Литературное
чтение
|
|
|
Математика
|
|
|
Окружающий
мир
|
|
|
|
- Я читаю.
- Мой класс,
мои друзья, мой первый
учитель
- Мой распорядок дня
Вопрос
|
Напиши
|
Нарисуй
|
Чем я люблю заниматься?
|
|
|
Какая игрушка у меня самая любимая?
|
|
|
Сколько у меня друзей и как их зовут?
|
|
|
Какой у меня самый любимый цвет?
|
|
|
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
|
|
|
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый
предмет имеется свой «файл», в него
вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
- Моя лучшая работа
- Задание, которое мне больше всего понравилось
- Я прочитал ……. книг.
- Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
- Что я теперь умею, чего не умел раньше?
- Мои цели и планы на следующий учебный год:
- Чему я еще хочу научиться?
- Какие книги прочитать?
- Мое участие в школьных и классных праздниках и
мероприятиях
- Мои проекты
- Продукты совместного творчества (с родителями,
одноклассниками
VI. Формы
контроля и учета достижений обучающихся.
Обязательные
формы и методы контроля
|
Иные
формы учета достижений
|
Текущая аттестация
|
Итоговая (полугодие, год) аттестация
|
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
устный опрос
- письменная
самостоятельная
работа
-
диктанты
-
контрольное списывание
-
тестовые задания
-
графическая работа
-
изложение
-
доклад
-
творческая работа
-посещение
уроков по программам наблюдения
|
- диагностическая контрольная работа
- диктанты
-
изложение
-контроль
техники чтения
|
- анализ динамики текущей успеваемости
|
- участие в выставках,
конкурсах, соревнованиях
- активность
в проектах и программах внеурочной деятельности
-
творческий отчет
- портфолио
- анализ
психолого-педагогических исследований
|
VII. Формы
представления образовательных результатов:
·
табель успеваемости по предметам;
·
тексты итоговых диагностических контрольных
работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
·
устная оценка успешности результатов,
формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности
по предметам;
·
портфолио;
· результаты психолого-педагогических
исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и
личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания
являются:
·
соответствие достигнутых предметных,
метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам
освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
·
динамика результатов предметной обученности,
формирования УУД.
VIII. Примечание.
В первом классе при
заполнении Портфолио используется помощь взрослых (родителей, учителей). Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму. С самого начала необходимо построить работу ребенка
таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию
портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих
достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание
своих возможностей.
|