Положение
о текущем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС), федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (далее – ФКГОС), Уставом МБОУ СОШ № 15 (далее – ОУ), нормативно-правовыми актами, регулирующими государственную итоговую аттестацию выпускников 9 и 11 классов.
1.2. Настоящее Положение регулирует порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление форм и периодичности их проведения, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается руководителем ОУ.
1.4. Промежуточная аттестация обучающихся – это нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц ОУ, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания четверти, полугодия, учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в данном ОУ. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
1.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это проверка и оценка (в том числе обобщенная) педагогическими работниками индивидуальных образовательных достижений обучающихся в течение учебного года, в том числе проявляющихся в проектах, письменных, устных, практических и иных работах, выполняемых в соответствии с основной образовательной программой.
1.6. Целью промежуточной аттестации являются:
- установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта.
1.7. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
- четвертную и полугодовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию – оценку качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета;
- административную аттестацию – письменные испытания, проводимые в учебное время с целью оценки эффективности образовательного процесса: определение уровня обученности и его соответствие требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФКГОС, учебным программам.
1.8. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения в классах и допуска обучающихся 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом ОУ.
1.9. Настоящее Положение доводится до сведения всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников и подлежит размещению на официальном сайте ОУ.
2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.2. Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ обучающихся являются:
- письменная проверка (домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы, создание (формирование) электронных баз данных);
- устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе наизусть), стандартизированные устные работы);
- комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей).
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем и отражаются в рабочих программах и календарно-тематических планах. Заместитель руководителя по УВР контролирует ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь учителю в его проведении.
2.4. При осуществлении контроля результатов обучения обучающихся 1 классов исключается система балльного (отметочного) оценивания, допускается словесная объяснительная оценка. В конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы по русскому языку и математике.
2.5. По учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» вводится безотметочная система оценивания. Объектами контроля по данному курсу являются достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки и глубина сформированности учебных умений.
2.6. При изучении элективных курсов и предметов по выбору обучающихся, на изучение которых отводится 34 и менее часов в год, по решению педагогического совета ОУ применяется пятибалльная система оценивания.
2.7. Успеваемость обучающихся 2-11 классов ОУ подлежит текущему контролю, оценивание осуществляется по пятибалльной системе с использованием отметок «5», «4», «3», «2», кроме курса, перечисленного в п.2.5. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки.
2.8. Индивидуальные отметки успеваемости выставляются и предъявляются обучающимся 2-4, 5-7 классов не позднее следующего урока по расписанию, учащимся 8-11 классы – в течение одной недели по литературе и математике, по остальным предметам не позднее следующего урока по расписанию; заносятся в классный журнал (электронный журнал), а также в дневник учащегося.
2.9. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
3. Содержание, формы и порядок проведения четвертной,
полугодовой промежуточной аттестации
3.1. Четвертная (2-9 классы), полугодовая (10-11классы) промежуточная аттестация обучающихся ОУ проводится с целью определения качества освоения содержания учебных программ (полноты, прочности, осознанности, системности) по завершении четверти, полугодия.
3.2. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3.3. При пропуске обучающимся более 50 % учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие обучающийся не аттестуется.
3.4. Обучающийся по данному предмету имеет право сдать пропущенный материал учителю в дополнительное время и пройти четвертную, полугодовую
аттестацию. В этом случае родители (законные представители) обучающихся в письменной форме информируют администрацию ОУ о желании пройти четвертную, полугодовую аттестацию не позднее, чем за неделю до конца четверти, полугодия. Заместитель директора по УВР составляет график зачетных мероприятий. Отметки по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных учащихся.
3.5. Классные руководители в трехдневный срок доводят до сведения родителей (законных представителей) итоги четвертной, полугодовой аттестации путем выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник, или в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления, в случае неудовлетворительных результатов аттестации. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
4. Содержание, формы и порядок проведения годовой
промежуточной аттестации
4.1. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-11 классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах.
4.2. Годовые отметки выставляются на основе четвертных и полугодовых отметок как среднее арифметическое текущих отметок.
4.3. Формами проведения годовой письменной аттестации во 2-11 классах являются: контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест, защита проекта.
4.4. К устным формам годовой аттестации относятся: проверка техники чтения, защита реферата, зачет, собеседование.
4.5. Требования ко времени проведения годовой аттестации:
аттестация проводится во время учебных занятий: в рамках учебного расписания;
продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока; на контрольное сочинение с 9 класса отводятся два урока;
в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го.
4.6. Требования к материалам для проведения годовой аттестации:
материалы для проведения годовой аттестации готовятся педагогическими работниками;
содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФКГОС, учебных программ.
4.7. Промежуточная аттестация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с их психофизиологическим состоянием и возможностями. Письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы.
4.8. К промежуточной годовой аттестации допускаются обучающиеся 2-11 классов.
4.9. Результаты годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.
4.10. Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены за 2 дня до окончания учебного года.
4.11. Классные руководители в трехдневный срок доводят до сведения родителей (законных представителей) итоги годовой аттестации (в том числе неудовлетворительных результатов аттестации) путем выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник, или в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
4.12. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации.
4.13. Письменные работы обучающихся по результатам годовой промежуточной аттестации хранятся в ОУ в течение 6-ти месяцев.
4.14. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией ОУ.
4.15. Итоги годовой промежуточной аттестации могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета.
5. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования
5.1. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5.2. На обучающихся, получающих образование в формах семейного образования, самообразования, в том числе проходящих ускоренное обучение, распространяются все пункты настоящего положения, регламентирующие содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации, права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации.
5.3. Четвертная (2-9 классы.), полугодовая (10-11классы) промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования, самообразования, в том числе проходящих ускоренное обучение, проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти, полугодия.
5.4. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов письменных контрольных работ, тестов, устных собеседований, зачетов, содержание которых определяется учителем класса, за которым закреплен обучающийся, осваивающий общеобразовательные программы в формах семейного образования, самообразования, в том числе проходящий ускоренное обучение.
5.5. ОУ разрабатывает график прохождения промежуточной аттестации и обеспечивает обучающихся информацией о форме, дате, времени, месте проведения промежуточной аттестации не позднее 5-ти календарных дней до ее начала.
5.6. Классные руководители, в класс которых зачислены обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в формах семейного образования, самообразования, в том числе проходящие ускоренное обучение, доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации путем выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник, или в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления, в случае неудовлетворительных результатов аттестации. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
5.7. Обучающиеся, пропустившие по неуважительной причине промежуточную аттестацию за четверть, полугодие, не аттестуются. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется.
5.8. Обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования, самообразования, в том числе проходящие ускоренное обучение, имеют право сдать пропущенную промежуточную аттестацию, пройти повторно четвертную, полугодовую аттестацию. В этом случае родители (законные представители) обучающихся в письменной форме информируют администрацию школы о желании пройти четвертную, полугодовую аттестацию не позднее, чем за неделю до желаемой даты. Заместитель директора по УВР составляет график промежуточной аттестации. Результаты промежуточной аттестации по предмету (предметам) выставляются в классный журнал и доводятся до сведения родителей (законных представителей).
6. Оформление документации ОУ по итогам промежуточной
аттестации обучающихся
6.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных и электронных журналах.
6.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о сроках ликвидации академической задолженности. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося.
7. Порядок хранения информации о результатах промежуточной аттестации
на бумажных и электронных носителях
7.1. Порядок хранения в архивах информации о результатах успеваемости, аттестации на бумажных и электронных носителях регламентируется следующими документами:
Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». |