Принято на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 15
Протокол от 10.01.2014 № 3
|
Утверждено и введено в действие
приказом МБОУ СОШ № 15
от 11.01.2014г. № 2
Директор МБОУ СОШ № 15
______________Т.П. Сычева
|
Положение
о внутренней системе оценки качества образования.
1. Общие положения.
1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству.
1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
· Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
· Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
· Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
· Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
· Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
· Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
· Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
· Лицензирования; · Аккредитации; · Государственной итоговой аттестации выпускников; · Системы внутришкольного контроля; · Мониторинга качества образования. 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: · Образовательная статистика; · Промежуточная и итоговая аттестация; · Мониторинговые исследования; · Социологические опросы; · Отчеты работников школы; · Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.
2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:
· Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
· Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:
· Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
· Получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
· Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;
· Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
· Прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:
· Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
· Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
· Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
· Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
· Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;
· Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
· Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
· Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
· Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
3. Организационная и функциональная структура ВСОКО.
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные творческие группы.
3.2. Администрация школы:
· Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;
· Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
· Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
· Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
· Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
· Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.);
· Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:
· Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
· Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
· Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
· Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет:
· Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
· Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
· Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
· Принимает участие в оценке качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;
· Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;
· Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
· Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
· Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.
4. Содержание ВСОКО
Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям: 1. Качество образовательных результатов: - предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11-х классов); - метапредметные результаты обучения (при обучении по ФГОС);
- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); - здоровье обучающихся (динамика); - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; - удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов; - профессиональное самоопределение обучающихся.
2. Качество реализации образовательного процесса:
· основные образовательные программы;
· рабочие программы по предметам учебного плана;
· программы внеурочной деятельности;
· реализация учебных планов и рабочих программ;
· качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
· качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
· удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;
· адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.
3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
· материально-техническое обеспечение;
· информационно-развивающая среда;
· санитарно-гигиенические и эстетические условия;
· медицинское сопровождении;
· организация питания;
· психологический климат в образовательном учреждении;
· использование социальной сферы микрорайона и города;
· кадровое обеспечение;
· общественно-государственное управление (Управляющий Совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление);
· документооборот и нормативно-правовое обеспечение.
5. Объекты оценки качества образования.
№
п/п
|
Объект
оценки
|
Показатели
|
Методы оценки
|
Ответственный
|
Сроки
|
I. Качество образовательных результатов
|
1
|
Предметные результаты
|
доля неуспевающих;
доля обучающихся на «4» и «5»; доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика;
доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат;
средний балл по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации;
доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца
|
Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации
|
Завуч
|
по итогам учебного года
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
2
|
Метапредметные результаты
|
Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов
|
Промежуточный и итоговый контроль
Анализ урочной и внеурочной деятельности
|
Классный руководитель, завуч
|
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
3
|
Личностные результаты
|
Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).
Динамика результатов
|
Мониторинговое исследование. Анализ урочной и внеурочной деятельности
|
Классный руководитель, завуч
|
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
4
|
Здоровье обучающихся
|
Уровень физической подготовленности обучающихся
Доля обучающихся по группам здоровья
Доля обучающихся, которые занимаются спортом.
Процент пропусков уроков по болезни.
|
Мониторинговое исследование
Наблюдение
|
Классный руководитель, учитель физ-ра
|
1 раз в полугодие
1 раз в месяц
|
5
|
Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
|
Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д.
Доля победителей (призеров) на уровне: школа, город, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, город, область и т.д.
|
Наблюдение
|
Классный руководитель
завуч
|
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
6
|
Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов
|
Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов
|
Анкетирование
|
Классный руководитель
|
Конец учебного года
|
7
|
Профессиональное самоопределение
|
Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения
|
|
|
|
II. Качество реализации образовательного процесса
|
8
|
Основные образовательные программы
|
Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС или стратегии развития школы (если обучение не ведется по ФГОС)
|
анализ
|
Директор
Завуч
|
два раза в год, в соответствии с планом ВШК
|
9
|
Рабочие программы по предметам
|
Соответствие ФГОС
Соответствие ООП и/ или
Соответствие учебному плану школы, Положению о рабочей программе учителя
|
анализ
|
Завуч
Рук.ШМО
|
1 раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
10
|
Программы внеурочной деятельности
|
Соответствие ФГОС и/или
Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся.
Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности
|
Экспертиза
Анкетирование
Мониторинг
|
Директор
Зам.директора по ВР
|
1 раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
11
|
Реализация учебных планов и рабочих программ
|
Процент выполнения
|
анализ
Итоговый контроль
|
Директор
Завуч
|
один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
12
|
Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися
|
Соответствие уроков требованиям ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.
|
контроль, наблюдение
|
Директор
Завуч
Рук.ШМО
|
В течение года
|
13
|
Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
|
Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.
|
Анкетирование
наблюдение
|
Директор
Зам.дир.по ВР
Рук.ШМО
|
В течение года
|
14
|
Удовлетворённость учеников и их родителей
образоват.процессом
|
Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, положительно высказавшихся о различных видах условий жизнедеятельности школы
|
Анкетирование
|
Зам.директора по ВР
|
1 раз в год
|
15
|
Организация занятости обучающихся
|
Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время
|
Мониторинг
|
Зам.директора по ВР
|
В соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс
|
16
|
Материально-техническое обеспечение
|
Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС
|
анализ
|
Директор
Завуч
|
2 раза в год
|
17
|
Информационно-развивающая среда
|
Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС
Обеспеченность обучающихся учебной литературой
Соответствие школьного сайта требованиям
|
анализ
|
Директор
Завуч
|
1 раз в год
ежекв
|
18
|
Санитарно-гигиенические и эстетические условия
|
Выполнение требований СанПиН при организации УВП
Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе
Результаты проверки Роспотребнадзора
|
Контроль
Анкетирование
|
Завуч
|
В соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
19
|
Организация питания
|
Охват горячим питанием
|
Мониторинг
|
Зам.директора по ВР
|
1 раз в полугод
|
20
|
Психологический климат в образовательном учреждении
|
Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме.
Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам)
|
Анкетирование
|
Педагог-психолог
|
в течение года
|
21
|
Кадровое обеспечение
|
Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;
Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях;
Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы
|
Экспертиза
|
Завуч
|
1 раз
октябрь
|
22
|
Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.
|
Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.
Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Управляющего Совета ОУ
|
анализ
|
Завуч
|
Конец учебного года
|
23
|
Документооборот и нормативно-правовое обеспечение
|
Соответствие школьной документации установленным требованиям
Соответствие требованиям к документообороту.
Полнота нормативно-правового обеспечения
|
анализ
|
Директор
|
В течение года
|
|