Четверг, 21.11.2019, 06:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта

о жестоком обращении с ребенком

ПАМЯТКА «КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ!»

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка,  основными  из  которых,  к  сожалению,  являются  жестокое  обращение  с  детьми  и  уклонение родителей от воспитания собственных детей. Данная памятка позволит вам  шире взглянуть на существующую проблему и своевременно выявить ребенка, права и интересы   которого   нарушены,   а   также   содействовать   профилактике   социального сиротства.

Основные понятия:

дети,  права  и  законные  интересы  которых  нарушены  —  дети,  оставшиеся  без попечения  родителей,  проживающие  в  обстановке,  представляющей  действиями  или бездействиями   законных   представителей   угрозу   их   жизни   или   здоровью,   либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, а также дети из семей, где родители   (законные   представители)   не   исполняют   обязанностей   по   воспитанию,  обучению  и  содержанию  своих  детей,  отрицательно  влияют  на  их  поведение,  либо жестоко обращаются с ними;

жестокое  обращение — жестокое  или  плохое  обращение  с  ребенком  включает  все  формы физического  и/или эмоционального  плохого обращения, сексуальное насилие,  отсутствие    заботы,   пренебрежение,     способные    привести   к  фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства  в контексте отношений ответственности, доверия или власти.

Основные виды жестокого обращения:

ФИЗИЧЕСКОЕ       НАСИЛИЕ — это   преднамеренное   нанесение   травм   и/или  повреждений        ребенку,      которое     вызывает      серьезные       (требующие  медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья,  отставание в развитии.

Как распознать факт физического насилия?

Нужно обращать внимание на:

  • синяки,     ссадины,     раны,     следы     от   ударов     ремнем,     укусов, прижигания  горячими  предметами,  сигаретами,  располагающиеся  на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей ног и рук в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду);
  • повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и  болезненность  суставов;
  • выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы  во  рту,  на  губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове.

На неслучайный характер травм могут указывать:

  • множественность         повреждений,        различная      степень     давности   (свежие   и   заживающие),   специфический   характер   (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие  характера  повреждений  и  объяснений,  которые  дают взрослые;
  • наличие  других  признаков  жестокого  обращения  (отставание  в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);.

2. МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ (неудовлетворение основных потребностей ребенка). Причинами  неудовлетворения  основных  потребностей  ребенка  могут  служить:

  • отсутствие   соответствующего      возрасту   и  потребностям     ребенка  питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  • отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица,  их  заменяющие: алкоголики, наркоманы;     лица   с   психическими расстройствами;     юные   родители,    не   имеющие     опыта   и   навыков родительства;    с  низким    социально-экономическим   уровнем   жизни; имеющие хронические заболевания,     инвалидность,     умственную  отсталость;   перенесшие   жестокое   обращение   в   детстве;   социально изолированные.

Последствия моральной жестокости у детей.

Внешние проявления:

  •  утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые  "несчастные  случаи",  гнойные  и  хронические  инфекционные  заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:  

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и  т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности  поведения:  инфантилен  или  принимает  роль  взрослого  и  ведет    себя   в  "псевдовзрослой"      манере;     агрессивен    или    замкнут,  апатичен;
  •   гиперактивен  или  подавлен;  неразборчиво  дружелюбен  или  не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;
  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или  хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со  стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка  нарушаются      эмоциональное      развитие,    поведение     и   способность     к  социализации.

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным  насилием. К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

  • угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся  в  словесной  форме  без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; 
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение      ребенка    необходимой      стимуляции,     игнорирование      его  основных     нужд     в   безопасном     окружении,      родительской      любви;
  • предъявление  к  ребенку  чрезмерных  требований,  не  соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное  грубое  психическое  воздействие,  вызвавшее  у  ребенка  психическую травму;  
  • преднамеренная     изоляция     ребенка,   лишение     его   социальных  контактов;
  • вовлечение    ребенка    или   поощрение     к   антисоциальному     или  деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности  детей,  подвергающихся   эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных  против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение   общаться   со   сверстниками   (заискивающее   поведение,  чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь,  воровство,  девиантное  (или  "отклоняющееся",  асоциальное)  поведение;
  • нервно-психические   и   психосоматические   заболевания:   неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастная специфика:

Для   детей   раннего   возраста   более   характерны   расстройства   сна,  аппетита,  беспокойство  или  апатичность,  неумение  играть,  задержка  психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для  младших  школьников   -     проблемы  с  обучением,  отвержение  со  стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У  детей  в  препубертатном  периоде  могут  наблюдаться  уходы  из  дома, девиантное      и/или     делинквентное      (криминальное)      поведение,  хроническая неуспеваемость.

В    пубертатном     периоде     -   депрессия,     растет    агрессивность,  саморазрушающее  поведение,  низкая  самооценка,  психосоматические  заболевания.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Административная ответственность.

 Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Уголовная ответственность.

 Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия), ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

   Гражданско-правовая ответственность.

 Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

 Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

 Дисциплинарной ответственности

 могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. 

 Действия сотрудников образовательных учреждений:

 1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

 2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную  информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

 3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

 4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Время проведения "Вечера встречи выпускников"?
Всего ответов: 120
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2019