Среда, 19.02.2020, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта
Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к «Учебному плану МБОУ СОШ №15» на 2014-2015 учебный год
19.09.2014, 14:21

Учебный план для 5-11 классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана 2004г., федерального компонента государственного стандарта общего образования, Учебный план для 1-4-х классов составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерного учебного плана Ростовской области на 2014-2015 учебный год (Приложения №№2-6 к приказу министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30 апреля 2014 года №263).

Учебный план составлен с учетом методических рекомендаций по разработке учебных планов общеобразовательных школ Ростовской области, запросов родителей, интересов обучающихся, в соответствии со стратегией развития МБОУ СОШ №15.

Основные положения Пояснительной записки к  учебному плану МБОУ СОШ №15 разработаны на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от  14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС  (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

Постановления:

- постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»»

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление  Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования»»;

- постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 №158

 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 18.12.2012 № 1060 г.  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; 

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». 

Письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

-  письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-  письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

 

Учебный план представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего, основного общего и среднего  общего образования.

Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы –  34 учебные недели. Продолжительность урока для I класса – 35-45 минут, для II-IV классов – 45 минут. Режим работы по пятидневной рабочей неделе.

Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность урока – 45 минут. Продолжительность учебного года- 35 учебных недель для V-VIII классов, 34 учебных недели для IX классов. Режим работы в V- IX классах по шестидневной учебной неделе.

Учебный план для X – XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего  общего образования. Продолжительность учебного года– 35 учебных недель для X классов, 34 учебные недели для XI классов, продолжительность урока– 45 минут. Шестидневная рабочая неделя.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-XI классы), «Технологии» (V-XI классы), «Информатике и ИКТ» (VIII – XI классы),  а также по «Физической культуре» в X –XI классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

 

Особенности   учебного плана начального общего образования

 

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:

  • система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные  коммуникативные);
  • познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;
  • приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся.

Учебный план для I-IV классов разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  в соответствии со следующими нормативными актами:

-        приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-        Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения  ФГОС;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  • приказом Минобрнауки Росси от 22.09.2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».

 

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности, экологии.

«Информатика» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в курсе «Технология».

Учебные предметы «Музыка», «Искусство (ИЗО)»  и «Технология (Труд)»  преподаются как самостоятельные учебные предметы.

На преподавание учебного предмета «Физическая культура»  отводится 3 часа.

Иностранный язык изучается со II класса (2 часа).

В 4-х классах вводится учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в объеме 1 час. Родителями обучающихся выбраны два из предложенных модулей ОРКСЭ - «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».

Максимальный объем учебной нагрузки в I классе составляет 21 час, во  II –IV классах составляет 23 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе.

Особенности   учебного плана основного общего образования

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Учебный план для  VI-IX классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана 2004г., федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Особое место на ступени основного общего образования принадлежит V-VI классам.

Содержание обучения в V-VI классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В V-VI классах  вводится преподавание интегрированных предметов: обществознание (VI-IX классы), основы безопасности жизнедеятельности (V-VIII классы), обеспечивающих подготовку к изучению систематических курсов.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления природной, социальной, культурной, технической среды; выделять, систематизировать и обобщать их существенные признаки,  устанавливать причинно-следственные связи и оценивать их значимость.

На формирование у обучающихся социальных, нравственных и эстетических ценностей направлены курсы литературы,  истории и обществознания, искусства,  иностранного языка.

            Формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества),  способствуют все учебные предметы, но в большей степени - русский язык,  иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности.

В VII-IX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются  условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене  или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.

Учебный план для V классов при шестидневной учебной неделе содержит часы федерального компонента (27 часов) и 5 часов (школьный компонент), всего 32 часа; в VI классах при шестидневной учебной неделе содержит 28 часов федерального компонента и 5 часов школьного компонента, всего 33 часа.

 Для VII-IX классов при шестидневной учебной неделе учебный план содержит два компонента: федеральный и школьный. На федеральный компонент в VII классе отводится 30 часов, в VIII классе – 31 час, в  IX классе – 30 часов. Распределение часов соответствует рекомендациям БУП-2004.

Учебный предмет «Природоведение» (2 часа) изучается только в V классе.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс и включает разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному принципу на интегративной основе.

Учебный предмет «История» включает модуль по истории Донского края.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Часы «Технологии» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

В V-IX классах в федеральном компоненте введено по 3 часа «Физической культуры» в каждом классе.

На изучение иностранных языков отводится 3 часа в неделю.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучаются с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет (2 часа). В  VII классе введен пропедевтический курс «Информатики».

В V-VI классах вводится курсы «Математика и логика», «Русская словесность».

В соответствии с решением областной комиссии по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения от 26.05.2014, во исполнение протокола № 5 «О реализации Комплексного плана «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения в Ростовской области на период до 2020 года», письма отдела образования администрации г.Гуково от 19.05.2014 № 1557 в учебный план для V классов включен курс «Здоровое питание» (1 час в неделю).

За счет часов школьного компонента в предметной области «Искусство» в V классах вводится курс «Художественные промыслы России», в качестве  регионального компонента, как содержащий краеведческий материал по искусству Дона.

С V  класса введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (1час в неделю).

Учебные предметы «География»,  «Биология» в VI классе дополнены по   1 часу за счет школьного компонента учебного плана для усиления содержания образования краеведческой направленности.

В VII классах по выбору школы курс «Математика в тестах», преемственно продолжает линию курса «Математика и логика»,  введенного в V-VI классах, что представляется актуальным в свете предстоящей модернизации математического образования.

В VII классах за счет часов школьного компонента усиливается содержание образования предметов «Русский язык». Изучается пропедевтический курс химии (1 час), введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (1час в неделю), пропедевтический курс «Информатики и ИКТ» (1 час).

В VIII классе по выбору образовательного учреждения в качестве  вводится курс «Черчение» (1 час), добавляется по 1 часу на «Информатику и ИКТ», «Технологию». Эти предметы направлены на формирование практических навыков,  необходимых для продолжения образования по техническим специальностям, а также в качестве предпрофильной подготовки к обучению по информационно-технологическому профилю.

С VII  класса изучается пропедевтический курс химии (1 час).  Для усиления практической направленности предмета «Химия» за счет школьного компонента добавляется 1 час на выполнение лабораторных, проектных и исследовательских работ в VIII классе.  В IX классе вводится предпрофильный курс «Путешествие в мир фармакологии». Таким образом, выдерживается преемственность в  изучении предмета «химия» с выходом на профильное изучение этого предмета в 10-11 классах средней школы.

В VIII классе за счет часов школьного компонента усиливается содержание образования предмета «Русский язык».

На школьный компонент в IX классе отводится 6 часов. Выбор образовательного учреждения: 1 час на усиление базового содержания курса «Русский язык», 1 час на усиление базового содержания курса «Алгебра». Выбор обусловлен необходимостью подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников IX класса.

1 час добавлен на усиление практической направленности  курса «Физика», а также с учетом введения изучения этого предмета на профильном уровне в средней школе.

Выбор школы представлен также следующими предпрофильными курсами:

  • «Черчение»;
  •  «Азбука потребителя» и «Банк: от клиента до президента», объединенными в рамках изучения предмета «Экономика».

В IX классах проблемы безопасности жизнедеятельности рассматриваются в курсах:   «Биология», «Физическая культура».

 

 

Особенности  учебного плана

среднего  общего образования

 

Среднее     общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

          Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, обязательные для изучения на базовом уровне. Они направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

 

 Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает раздел  «Право».  Раздел «Экономика»  преподается   в качестве самостоятельного учебного предмета в объеме 1 час в неделю в X- XI классах. В 2014-2015 учебном  году в рамках работы областной пилотной площадки по внедрению в учебную деятельность основ малого бизнеса в X-XI - классах продолжается  апробация курса «Основы предпринимательской деятельности» (1 час). В рамках курса «Экономика» в X  классе введен модуль «Антикоррупционная политика государства» (в объеме 5 часов). Учебный предмет «Естествознание» в старшей школе не вводится, преподаются самостоятельные учебные курсы «Физика» (5 часов), «Химия» (3 часа), «Биология» (3 часа) на профильном уровне.

Профильный курс физики в 10 классе представлен курсом «Физика» в объеме 4 часа в неделю и элективными курсами «Измерение физических величин» (16 часов в год), «Практикум решения задач по физике» (19 часов в год). В 11 классе профильный курс преподается в объеме 5 часов в неделю, он дополнен модулем «Астрономия».

 X- XI классы школы в 2014-2015 учебном году занимаются по плану для  профильного класса (естественнонаучный лицей). Максимальная учебная нагрузка не превышает 37 часов в неделю. Федеральный инвариант в учебном плане представлен обязательными учебными предметами на базовом уровне в объеме 19 часов.  Вариативную часть учебного плана на базовом уровне (вариативная часть федерального компонента 1 час) составляет  предмет  «Технология». На профиль отводится 11 часов.

        Компонент образовательного учреждения составляет 6 часов в неделю. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для:

увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых  учебных предметов федерального компонента:

«Русский язык»  (1 час);

«Алгебра и начала анализа» (1 час).

         Выбор школы дополнен такими курсами как,

«География» (1 час);

«Основы предпринимательской деятельности» (1 час);

«Информатика и ИКТ» (2 часа)

 

Экологическая составляющая образования представлена в курсах предметов: «ОБЖ», «Биология», «Химия», «Физика», «Обществознание», «География», «Физическая культура», а также в тематике исследовательских и проектных работ, выполняемых во внеурочное время, в том числе в рамках работы научного общества старшеклассников.

         Обязательная нагрузка обучающихся выполняется, максимальная не превышает норм.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: gukovo15
Просмотров: 364 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Наш опрос
Время проведения "Вечера встречи выпускников"?
Всего ответов: 123
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2020