| 
 
 
 | Принято на педагогическом совете МБОУ СОШ № 15 Протокол от 10.01.2014   № 3 | Утверждено и введено в действие приказом МБОУ СОШ  № 15 от 11.01.2014г.   № 2 Директор МБОУ СОШ  № 15 ______________Т.П. Сычева |  Положение  о внутренней системе оценки качества образования. 1. Общие положения. 1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с   Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.       1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.    1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству.    1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.   1.5. В настоящем положении используются следующие термины: ·       Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; ·       Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. ·       Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. ·       Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. ·       Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. ·       Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. ·       Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.   1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством: ·       Лицензирования;                                                                                                                                            ·       Аккредитации;                                                                                                                                                ·       Государственной итоговой аттестации выпускников;                                                                        ·       Системы внутришкольного контроля;                                                                                                        ·       Мониторинга качества образования.                                                                                                   1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:                           ·       Образовательная статистика;                                                                                                                 ·       Промежуточная и итоговая аттестация;                                                                                             ·       Мониторинговые исследования;                                                                                                              ·       Социологические опросы;                                                                                                                     ·       Отчеты работников школы;                                                                                                                   ·       Посещение уроков и внеклассных мероприятий. 2.     Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.   2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач: ·     Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. ·  Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования. 2.2.   Цели внутренней системы оценки качества образования: ·     Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; ·     Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; ·     Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования; ·     Принятие обоснованных и своевременных  управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; ·     Прогнозирование развития образовательной системы школы.   2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы: ·  Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; ·   Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; ·   Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; ·   Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; · Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования; ·  Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); ·  Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями; ·  Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; · Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.   3.    Организационная и функциональная структура ВСОКО. 3.1.             Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные творческие группы. 3.2.           Администрация школы: ·   Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение; ·   Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; ·  Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; · Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; ·  Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; · Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; · Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.); · Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников: · Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; · Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; · Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; · Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; · Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет: ·  Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; ·  Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; ·  Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; ·  Принимает участие в оценке качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе; · Участие в оценке качества и результативности труда работников школы; · Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; · Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; ·  Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.   4.     Содержание ВСОКО Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:                                              1. Качество образовательных результатов:                                                                                             - предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11-х классов);                                                                                                   - метапредметные результаты обучения (при обучении по ФГОС); - личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);                               -  здоровье обучающихся (динамика);                                                                                                    - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;                                               - удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;                                                    -  профессиональное самоопределение обучающихся. 2. Качество реализации образовательного процесса: ·       основные образовательные программы; ·       рабочие программы по предметам учебного плана; ·       программы внеурочной деятельности; ·       реализация учебных планов и рабочих программ; ·       качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися; ·       качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); ·       удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе; ·       адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.   3. Качество  условий, обеспечивающих образовательный процесс: ·       материально-техническое обеспечение; ·       информационно-развивающая среда; ·       санитарно-гигиенические и эстетические условия; ·       медицинское сопровождении; ·       организация питания; ·       психологический климат в образовательном учреждении; ·       использование социальной сферы микрорайона и города; ·       кадровое обеспечение; ·       общественно-государственное управление (Управляющий Совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление); ·       документооборот и нормативно-правовое обеспечение.   5.     Объекты оценки качества образования.   
 
 
 | № п/п | Объект оценки | Показатели | Методы оценки | Ответственный | Сроки |  
 | I. Качество образовательных результатов |  
 | 1 | Предметные результаты | доля неуспевающих; доля обучающихся на «4» и «5»; доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика; доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат; средний балл по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации; доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца   | Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации | Завуч | по итогам  учебного года в соответствии с планом ВШК мониторинга |  
 | 2 | Метапредметные результаты  | Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов | Промежуточный и итоговый контроль Анализ урочной и внеурочной деятельности | Классный руководитель, завуч | в соответствии с планом ВШК мониторинга |  
 | 3 | Личностные результаты | Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов | Мониторинговое исследование. Анализ урочной и внеурочной деятельности | Классный руководитель, завуч | в соответствии с планом ВШК мониторинга |  
 | 4 | Здоровье обучающихся | Уровень физической подготовленности обучающихся Доля обучающихся по группам здоровья Доля обучающихся, которые занимаются спортом. Процент пропусков уроков по болезни. | Мониторинговое исследование Наблюдение | Классный руководитель, учитель физ-ра | 1 раз в полугодие        1 раз в месяц |  
 | 5 | Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах | Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей (призеров) на уровне: школа, город, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д.                   Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, город, область и т.д. | Наблюдение | Классный руководитель завуч | в соответствии с планом ВШК мониторинга |  
 | 6 | Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов | Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов | Анкетирование | Классный руководитель   | Конец учебного года |  
 | 7 | Профессиональное самоопределение | Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения |   |   |   |  
 | II. Качество реализации образовательного процесса |  
 | 8 | Основные образовательные программы | Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС или стратегии развития школы (если обучение не ведется по ФГОС)   | анализ | Директор Завуч | два раза в год, в соответствии с планом ВШК |  
 | 9 | Рабочие программы по предметам | Соответствие ФГОС Соответствие ООП и/ или Соответствие учебному плану школы, Положению о рабочей программе учителя | анализ |   Завуч Рук.ШМО | 1 раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |  
 | 10 | Программы внеурочной деятельности | Соответствие ФГОС и/или Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся. Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности | Экспертиза Анкетирование     Мониторинг | Директор Зам.директора по ВР   | 1 раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |  
 | 11 | Реализация учебных планов и рабочих программ | Процент выполнения | анализ   Итоговый контроль | Директор Завуч | один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |  
 | 12 | Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися | Соответствие уроков требованиям ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д. | контроль, наблюдение | Директор Завуч Рук.ШМО | В течение года |  
 | 13 | Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); | Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д. | Анкетирование наблюдение | Директор Зам.дир.по ВР Рук.ШМО | В течение года |  
 | 14 | Удовлетворённость учеников и их родителей образоват.процессом | Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, положительно высказавшихся о различных видах условий жизнедеятельности школы | Анкетирование | Зам.директора по ВР | 1 раз в год |  
 | 15 | Организация занятости обучающихся | Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время   | Мониторинг | Зам.директора по ВР | В соответствии с планом ВШК и мониторинга |  
 | III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс |  
 | 16 | Материально-техническое обеспечение | Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС | анализ   | Директор Завуч | 2 раза в год |  
 | 17 | Информационно-развивающая среда | Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС Обеспеченность обучающихся учебной литературой Соответствие школьного сайта требованиям | анализ   | Директор Завуч | 1 раз в год         ежекв |  
 | 18 | Санитарно-гигиенические и эстетические условия | Выполнение требований СанПиН при организации УВП Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе Результаты проверки Роспотребнадзора | Контроль Анкетирование   | Завуч | В соответствии с планом ВШК и мониторинга   |  
 | 19 | Организация питания | Охват горячим питанием   | Мониторинг   | Зам.директора по ВР | 1 раз в полугод |  
 | 20 | Психологический климат в образовательном учреждении | Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме. Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате  (данные собираются по классам) | Анкетирование | Педагог-психолог | в течение года |  
 | 21 | Кадровое обеспечение | Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана; Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию; Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации; Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях; Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы | Экспертиза | Завуч | 1 раз октябрь |  
 | 22 | Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования. | Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении. Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Управляющего Совета ОУ   | анализ | Завуч | Конец учебного года |  
 | 23 | Документооборот и нормативно-правовое обеспечение | Соответствие школьной документации установленным требованиям Соответствие требованиям к документообороту. Полнота нормативно-правового обеспечения | анализ | Директор | В течение года |            |