Среда, 08.05.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта

Главная » 2011 » Январь » 15 » Методические рекомендации и ответы олимпиады по русскому языку
09:46
Методические рекомендации и ответы олимпиады по русскому языку
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2010-2011 учебный год

9 класс
Вопрос №1
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Ответ: Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии. Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а  ч, щ – как твердые согласные.
Оценка: 2 балла за ответ на первый вопрос и 3 балла - за второй.

Вопрос №2
Участники должны продемонстрировать осведомленность исторических процессов в языке.
Ответ: «Беглыми» являются гласные о (рот – рта, уголок – уголка), е (день – дневной, глупец – глупца), и (собирать – собрать, лисий – лисья), ы (называть – назвать, втыкать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. заяц – зайца.
Оценка: 2 балла за правильный ответ, 0,5 балла за приведенный пример.
Вопрос №3
Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка.
Ответ: а) диван-кровать (сложение слов)
б) вдуматься (приставочно-суффиксальный)
в) зелень (безсуффиксальный, безаффиксный)
г) паровоз (сложение основ с помощью соед. гласной)
д) водопроводчик (суффиксальный)
е) по-русски (пристав.-суффиксальный)
ж) перешептываться (приставочно-суффикс.-постфиксальный)
з) столовая (переход одной части речи в другую, субстантивация)
Оценка: За каждый верный ответ - 1 балл.

Вопрос №4
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфемного анализа.
Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:
вы-полн-ите и вы-полн-и-те;
вы-лет-ите и вы-лет-и-те;
вы-куп-ите и вы-куп-и-те.
Оценка: По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Вопрос №5
Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов.
Ответ: Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч».
         Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом».
 Оценка: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.
Вопрос №6
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
Ответ: Паронимия.
Нестерпимый - такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод).
Нетерпимый - недопустимый (нетерпимое отношение).
Политический - относящийся к политике (политический деятель).
Политичный - действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).
Тактичный - обладающий тактом (тактичный поступок).
Тактический - относящийся к тактике (тактическая задача).
Оценка: За определение языкового явления – 1 балл, за каждое объяснение – 0,5 балла; за составленное словосочетание – 0,5 балла.

Вопрос №7
Участники должны показать знание фразеологической системы русского языка.
Ответ: бросить якорь – поднять паруса;  витать в облаках – спуститься с небес на землю;  кот наплакал –  куры не клюют;         у черта на куличках – под самым носом.
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопрос №8
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ: 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопрос №9
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления.
Ответ: 1) обстоятельство; 2) определение; 3) дополнение; 4) подлежащее и сказуемое; 5) дополнение.
 Оценка: За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 1 балл.
Вопрос №10
Задание направлено на выявление знания разных типов словарей и навыков работы с ними.
Ответ: Это обратный словарь, в котором слова расположены по алфавиту не по первой, а по последней составляющей их букве (сначала даются слова, заканчивающиеся на – а, потом на – б и т.д.). В пределах группы слов с одинаковой конечной буквой слова располагаются в алфавитном порядке предпоследних букв. По обратному принципу строится и «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка (1977г.).
Поскольку в русском языке грамматическое значение слова концентрируется в его последней части, обратный словарь позволяет 1) сгруппировать слова с одинаковыми грамматическими характеристиками. Например, глаголы окажутся собранными по финалям -ть, -ти, -чь. А поскольку суффикс в большинстве своем требует определенного окончания, вместе будут собраны 2) и слова с одинаковыми суффиксами. Например, существительные с суффиксами –ени, требующего окончание –е, или прилагательные с суффиксом –енн. Обратный словарь может быть использован для 3) описания грамматического строя языка, 4) для подбора примеров с одинаковыми орфограммами в окончании или суффиксе, 5) для подбора рифм.
Оценка: За указание типа словаря – 3 балла, за каждое указание функций (целей) словаря – 2 балла.

II тур
Это творческое задание, требующее не только знания правил орфографии, но и воображения, остроумия.
При проверке задания оценивать количество использованных слов с указанной орфограммой, их разнообразие и качество созданного текста, его оригинальность.
Максимальное количество баллов – 15.

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2010-2011 учебный год

10 класс
Вопрос №1
Участники должны продемонстрировать знание фонетической системы русского языка, а также особенностей диалектологии.
Ответ: [к] – рог, берег; [х] – Бог, мягко; [х’] – легки; [в] – того. Кроме того, буква г при передаче в тексте диалектной речи обозначает звонкий щелевой звук, парный глухому согласному [х]. Этот согласный отсутствует в литературном языке и является характерной чертой южнорусского наречия. Ср. также произношение некоторых междометий: ага, эге, ого.
Оценка: 2 балла за ответ и 0,5 балла за приведенный пример.

Вопрос №2
Участники должны продемонстрировать осведомленность графической системы русского языка.
Ответ: «Иероглифы» в нашей графической системе - это прежде всего цифры. Ср., например: количество, равное пяти, можно передать при помощи букв, написав слово  пять. Это буквенно-звуковое письмо, и понять смысл может только человек, знающий соотношение между русскими звуками и буквами, т.е. умеющий читать по-русски. То же самое количество можно передать без использования букв при помощи знака,  выражающего целостный смысл: это цифра-иероглиф 5. Ее одинаково поймет  подавляющее большинство жителей Земли.
Оценка: За  правильный ответ 3 балла и  2 балла за другие возможные  примеры «иероглифов»: знак + (плюс), знак = (равно), знак- (минус).

Вопрос №3
Задание направлено на выявление знания пассивного запаса русского языка, отношений синонимии и полисемии, а также правильного понимания текстов классической литературы.
Ответ: 1) давеча – сегодня задолго до момента речи, сегодня до полудня (говорится после 2 часов дня), сегодня утром;
2) намедни – недавно, на днях, ранее, чем позавчера;
3) нынче – сегодня (утром);
4) нынче – в последние годы, в наше время.
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.
Вопрос №4
Задание направлено на выявление понимания связи между единицами языковой системы.
Ответ: Данные  слова отличаются системными связями, т.е. отношениями, которыми  эти слова связаны с другими словами в языке. Во-первых, у них разные производные - мирный и мировой. Во-вторых, у первого слова есть антоним - война. У второго слова антонимов нет.  В-третьих,  слова включены в разные  синонимические  ряды: мир - спокойствие - покой; мир - вселенная - свет.
Оценка: По 1 баллу за указание каждой позиции.

Вопрос №5
Задание направлено на выявление лингвистической интуиции.
Ответ: В задании представлены  два типа слов. К первому типу относятся слова, обозначающие однократные действия и образованные от глагольных основ: икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть,  боднуть. Ко второму типу  относятся слова, обозначающие процесс и образованные от прилагательных: киснуть, вянуть, мокнуть, сохнуть.
Оценка: Если группы выделены верно, - 1 балл. За  верно сформулированное значение каждого словообразовательного типа – еще по  1 баллу.

Вопрос №6
Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка.
Ответ: 1) взлететь, 2) летать, 3) улетучить, 4) улетучиться, 5) разлететься, 6) отлет, 7) лётно-технический, 8) вертолет
 Оценка: По 1 баллу за указание каждой позиции.
Вопрос №7
Задание ориентировано на выявление знания лексико-грамматических разрядов имен прилагательных и употребление их в речи.
Ответ: Волчье логово – притяж., волчья шуба – относит., волчья жестокость – качеств.; лисья нора – притяж., лисий воротник – относит., лисья улыбка – качеств., легкий вес – качеств., легкая атлетика – относит., каменный парапет – относит., каменные плечи – качеств.
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопрос №8
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ: 1. краткое прилагательное 2. междометие 3. наречие 4. частица 5. слово категории состояния 6. наречие.
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопрос №9
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические единицы.
Ответ: Бессоюзное сложное предложение, между частями которого - отношения обусловленности. Первое простое: двусоставное, нераспространенное, неосложненное, неполное с пропущенным подлежащим. Сказуемое -  составное именное, присвязочная часть выражена кратким прилагательным.  Второе: односоставное, обобщенно-личное (определенно-личное), нераспространенное, неосложненное, полное.

 Оценка: За характеристику предложения как бессоюзного – 1 балл. За  правильное определение структуры первого  простого  - неполное двусоставное – 2 балла. За правильное определение структуры второго простого – обобщенно (определенно)-личное – 0,5 балла. За исчерпывающую характеристику первого и второго простых предложений  - еще по 0,5 балла.

Вопрос №10
Задание направлено на выявление знаний разных типов словарей и навыков работы с ними.
Ответ: В обратном словаре больше всего слов на букву Ь (так оканчиваются все глаголы, за исключением небольшого количества глаголов на –ТИ;  все существительные третьего склонения). На втором месте - буква Й (все прилагательные). На третьем месте – буква А (существительные первого склонения).
Оценка: За каждую правильно названную букву с обязательным указанием типа слов  - по 2 балла.

II тур
Это творческое задание, которое направлено на выявление теоретических сведений о стилистической системе русского литературного языка и практического умения создавать тексты разной стилевой принадлежности.
При проверке задания учитывать использование средств характерных для официально-делового стиля, а также обращать внимание на точность изложения и строгую последовательность описания событий.
Максимальное количество баллов – 15.

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2010-2011 учебный год

11 класс
Вопрос №1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Ответ: Жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, кровоточить.
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопрос №2
Задание ориентировано на знание грамматических явлений в истории языка.
Ответ: Форма двойственного числа. Она употреблялась для образования множественного числа парных предметов.
Оценка: За  правильный ответ - 2 балла, 1 балл за комментарий.

Вопрос №3
Задание ориентировано на знание современных направлений в лингвистике.
Ответ: Лингвокультурология - направление в  языкознании, которое изучает взаимоотношения между языком и культурой (отражение в языке  национальной картины мира, национального характера; изучение  значения тех слов и фразеологических единиц, которые оказываются носителями национального взгляда на мир). Другие новые направления в языкознании: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, компьютерная лингвистика.
Оценка: За правильный ответ на первую часть вопроса - 2 балла. За каждое названное новое направление - 1 балл. (Примечание. Ни психолингвистика, ни социолингвистика новыми направлениями считаться не могут).

Вопрос №4
Задание ориентировано на знание пассивного словарного состава языка.
Ответ: Ланиты – щеки, десница – правая рука, перси – грудь, выя – шея.
Оценка: По 1 баллу за правильное соответствие.

Вопрос №5
Задание направлено на выявление понимания семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.
Ответ: 1) высокие цены, 2) высшее сословие, 3) благородный поступок, 4)легкий поклон.
 Оценка: По 1 баллу за правильное соответствие.

Вопрос №6
Задание ориентировано на выявление знания семантики русской фразеологии.
Ответ:
бездельничать – бить баклуши;
никогда – когда рак свиснет;
родиться – родиться под счастливой звездой;
бояться – душа в пятках.
Оценка: За каждое приведенное соответствие – 1 балл.

Вопрос №7
Участники должны продемонстрировать навыки морфемного анализа, учитывая этимологические особенности языка.
Ответ: В современном русском языке слова невероятный и неимоверный членятся на морфемы таким образом:
не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную;
не-им-/о/-вер-н-ый - 6 морфем, включая соединительную гласную.
Общими являются морфемы: не-, -вер-, -о-, -н-, -ый.
С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –им- и –я-, доказательством чего является чередование этих корней в таких словах, как взять – взимать, понять - понимать, обнять – обнимать.
 Оценка: по 1 баллу за каждое правильно разделенное на морфемы слово, +1 балл за верно выделенные общие морфемы, + 2 балла, если как общие выделили морфемы –им- и –я-

Вопрос №8
Задание ориентировано на знание морфологических категорий русского языка, а также направлено на развитие лингвистической наблюдательности в области грамматики.
Ответ: С точки зрения грамматики (В.п. = Р.п. во мн.ч.) к одушевленным именам существительным относятся: кукла, покойник, туз, матрёшка, валет, леший, русалка, кенгуру.
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопрос №9
Участники должны показать знание  синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Ответ: В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин).
Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл, + 1 балл за пояснение и 1 балл за приведенный пример.

Вопрос №10
Задание направлено на выявление знания экспрессивных средств, функционирующих в художественном тексте.
Ответ: а) олицетворение, анафора единоначатие, б) перифраз (перифраза), в) метонимия, г) антитеза, д) сравнение, е) литота, ж) гипербола, з)синекдоха.
Оценка: За каждый правильный ответ - 2 балла.

II тур
Это творческое задание, направленное на выявление у участников понимания глубокой связи языка и культуры, реализуемой в семантике слова, в его фразеологическом значении, в устойчивых фольклорных и литературных образах.
При проверке задания учитывать содержательность лингвистического комментария, четкость изложения.
Максимальное количество баллов – 15.

Просмотров: 2081 | Добавил: Egorxp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2024