Пятница, 26.04.2024, 11:30
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта

Главная » 2014 » Декабрь » 24 » Система работы с родителями в начальной школе
19:05
Система работы с родителями в начальной школе

Система работы с родителями в начальной школе        

                                                                                                                                   (из опыта работы учителя начальной школы Липановой Риммы Сергеевны).

                                                                              " Чтобы узнать ребенка,  надо хорошо знать его семью”.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   В.А.Сухомлинский.

 

Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия.

С одной стороны, школа, как социальный институт, не должна вмешиваться  в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без согласования с семьёй, школьные педагогические воздействия теряют всякую силу.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. И велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже  с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.  Ведь  никто  не  знает  больше   о  своих  детях,  чем  мама  и   папа.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям, в том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

 

Работа  с  родителями – один   из  труднейших   участков  в  деятельности   учителя. Эта  работа   требует  разносторонней   подготовки, прежде   всего  знания  психологии  и  педагогики.

Когда  я  принимаю   незнакомый   мне  класс, меня  волнует  в   одинаковой   степени, что  из   себя  представляют  мои  будущие  ученики,  какие  у  них  родители,  как    они  воспитывают  своих   детей, будут  ли  они  моими    помощниками.

Знакомство  с  жизнью  семьи   начинается  с  анкеты,  которую  по   просьбе   учителя   заполняют   мамы  и  папы    перед   началом   учебного  года. На   протяжении  всех  лет   обучения   ставлю  перед  собой  задачу – проводить работу с  родителями   так, чтобы   уходя из школы, они  всегда   имели   искорку   надежды, что  вместе  мы  можем   одолеть  многое.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной работы.

После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого ученика, в котором первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В портфолио собираются рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса.

В своей работе с родителями я  использую  много  разных  вариантов  сотрудничества: это и спортивные соревнования, и конкурсы, и праздники, и совместные родительские собрания. Общие  дела  и  интересы   сплачивают    детей  и   родителей,  воздействуют  на  формирование   личности    ребенка.

Важная часть   взаимодействия   педагога   и  родителей -  практическая   совместная  работа  детей  и  родителей,  которую  организует   педагог. Проживая  вместе  с  детьми   определенные  отношения  в  ходе  праздника, концерта,  беседы, игры,  трудового  дела,  спортивного  состязания  и  других  форм  совместной   деятельности,  родители   переносят  данное  отношение в  дальнейшую   историю   семейной  жизни,  привносят  невольно  новые   отношения,  которых   раньше  не  было  в  семье,  тем  самым  изменяя   поле  семейных   отношений. Изменения   эти   принципиальны,  ибо   положительно  соотносятся  с  основными  ценностными   отношениями  воспитательной   школьной   среды.

Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники, в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:

«День Знаний» (1 сентября);

«Осенний бал» (первая неделя октября);

«День матери» (ноябрь);

«Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Окончание учебного года» (последний учебный день года).

Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомиться с их школьными друзьям.

Одной из эффективных   форм    повышения    педагогической   культуры   родителей,   формирующая    их  общественное   мнение,  родительский    коллектив, являются родительские собрания. Однако, как и вся система обучения детей, форма родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное прослушивание родителями   нотаций учителя или зачитывание информации по определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме, а необходимо  подвести их к тому, чтобы они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр различных презентаций по теме собраний.

В своей работе я прежде всего, стараюсь заинтересовать родителей тематикой собрания. С этой целью использую различную форму объявлений о родительском собрании. Вот некоторые из них.

 

 

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок стал учеником 1класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше  собрание «Давайте познакомимся», состоится 5  сентября  2012 года  в 17-00 в кабинете № 301-С.

Я надеюсь, что хорошей традицией нашего класса станет Ваше  присутствие на родительских собраниях.

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Римма Сергеевна.

 

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился, поступил в престижный университет, выбрал наилучшую профессию и обязательно добился успехов в будущей жизни, потому, что мы  знаем цену успеха. Для того, чтобы стать успешным человеком, мало одних только выдающихся личных качеств, нужны еще знания, хорошо развитые способности и … крепкое здоровье.

Приглашаю Вас на  родительское собрание «Совместная работа семьи и школы в формировании здорового образа жизни», которое состоится (дата) в 17-00 в кабинете  № 301-С.

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Римма Сергеевна.

 

Тематика наших родительских собраний очень разнообразная. Это  и информационное   педагогическое    обеспечение  родителей   сведениями  о  воспитательной  концепции  школы, о  педагогических   позициях   классного   руководителя, и о  методике  воспитания,  целях  и  задачах  личностного  развития   школьника   на   данный   учебный  год;  и разговор о духовном развитии   ребенка, об особенностях   его  школьной   деятельности, о взаимоотношениях  в  классе и др.

Информация   такого  плана  чрезвычайно  влияет  на  воспитательную   семейную  среду, вносит  осознанность  в  действия  родителей,  придает   их   влиянию  на  детей  целесообразный   характер,  повышает   уровень  положительного   отношения   к  школе, придает  серьезность   в  отношении  родителей  к  своим   родительским  обязанностям.

На каждом родительском собрании стараюсь говорить что-то хорошее о каждом ребёнке, не зачитываю оценки слабых учеников, обращая внимание на то, в чём ему нужно помочь в учении, чтобы процесс  обучения протекал успешно, не отчитываю родителей за промахи детей.

После   каждого   собрания  стараюсь   приготовить   советы   родителям.

Они  нуждаются  в  помощи   школы, им   нужно  помочь   овладеть   навыками, которые  бы   способствовали   развитию   позитивных   детско-родительских   отношений.

На  собрании   обязательно    подвожу   итоги   работы   родителей,  благодарю   тех, кто   уделяет   много  внимания    воспитанию    детей   в    семье  и   помогает  в   работе  с   классом.

Сотрудничество   семьи  и  школы   выражается  также  и в  том, что  родители   вникают  в  дела  класса, в  его  жизнь,  участвуют  в   оформлении   интерьера,  ремонте   класса.

В  работе  с  родителями  я  опираюсь  и на   родительский   комитет, с  помощью    которого   подключаю  к  работе   всех   родителей  класса.

 

Работа  с  родителями – это  экзамен, который  должны достойно  выдержать  обе  стороны: и   учитель, и  родители, и в этой работе учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия  - уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти правильное решение любой, самой сложной ситуации.

И родители, и   классный    руководитель   должны   понимать, что  только   общее   сотрудничество,  сотворчество   способны   сделать    совместную    деятельность   учеников,  учителей  и   родителей

содержательной, интересной, радостной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1244 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2024