Система работы с родителями в начальной школе
(из опыта работы учителя начальной школы Липановой Риммы Сергеевны).
" Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.
В.А.Сухомлинский.
Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия.
С одной стороны, школа, как социальный институт, не должна вмешиваться в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без согласования с семьёй, школьные педагогические воздействия теряют всякую силу.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. И велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.
Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям, в том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя из школы, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной работы.
После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого ученика, в котором первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В портфолио собираются рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса.
В своей работе с родителями я использую много разных вариантов сотрудничества: это и спортивные соревнования, и конкурсы, и праздники, и совместные родительские собрания. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.
Важная часть взаимодействия педагога и родителей - практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной школьной среды.
Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники, в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:
«День Знаний» (1 сентября);
«Осенний бал» (первая неделя октября);
«День матери» (ноябрь);
«Новый год» (последняя неделя декабря);
«8 Марта»;
«Окончание учебного года» (последний учебный день года).
Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомиться с их школьными друзьям.
Одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив, являются родительские собрания. Однако, как и вся система обучения детей, форма родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное прослушивание родителями нотаций учителя или зачитывание информации по определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме, а необходимо подвести их к тому, чтобы они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр различных презентаций по теме собраний.
В своей работе я прежде всего, стараюсь заинтересовать родителей тематикой собрания. С этой целью использую различную форму объявлений о родительском собрании. Вот некоторые из них.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок стал учеником 1класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше собрание «Давайте познакомимся», состоится 5 сентября 2012 года в 17-00 в кабинете № 301-С.
Я надеюсь, что хорошей традицией нашего класса станет Ваше присутствие на родительских собраниях.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Римма Сергеевна.
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился, поступил в престижный университет, выбрал наилучшую профессию и обязательно добился успехов в будущей жизни, потому, что мы знаем цену успеха. Для того, чтобы стать успешным человеком, мало одних только выдающихся личных качеств, нужны еще знания, хорошо развитые способности и … крепкое здоровье.
Приглашаю Вас на родительское собрание «Совместная работа семьи и школы в формировании здорового образа жизни», которое состоится (дата) в 17-00 в кабинете № 301-С.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Римма Сергеевна.
Тематика наших родительских собраний очень разнообразная. Это и информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, и о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; и разговор о духовном развитии ребенка, об особенностях его школьной деятельности, о взаимоотношениях в классе и др.
Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.
На каждом родительском собрании стараюсь говорить что-то хорошее о каждом ребёнке, не зачитываю оценки слабых учеников, обращая внимание на то, в чём ему нужно помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно, не отчитываю родителей за промахи детей.
После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям.
Они нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.
На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом.
Сотрудничество семьи и школы выражается также и в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
В работе с родителями я опираюсь и на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса.
Работа с родителями – это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители, и в этой работе учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия - уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти правильное решение любой, самой сложной ситуации.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей
содержательной, интересной, радостной.
|