Пятница, 26.04.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта
Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО»

                                 Леонтьева Ирина Викторовна учитель физической культуры МБОУ СШ № 15            

«Игровые  технологии как средства повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО»

Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладением учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.

В настоящее время на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Основными задачами физической культуры в школе является укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение обучающихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. С введением нового образовательного стандарта и третьего урока физической культуры в учебный план образовательной деятельности школы рекомендуется внедрять подвижные игры для подготовки детей к сдаче норм почти по всем испытаниям комплекса ГТО.

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Очень часто на уроках физической культуры используются игровые технологии (подвижные игры).

  Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включая  игры в учебный процесс, заметно повышается интерес к учебному предмету, создаются ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулируется  деятельность учащихся. Игра является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе, что говорит об их важности.

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развития творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества.

Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно[2].

 Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. Главный признак подвижных игр — это наличие двигательных действий. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Как показал опыт моей работы, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе. В своей деятельности я соблюдаю следующие принципы игровой технологии:

 - принцип постепенности — от простого к сложному. Я  показываю, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начинаю  с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняю правила игры.

 - принцип наглядности — суть этого принципа состоит в том, что на своих уроках, использую показ и различные наглядные пособия, стараюсь создать  ясное представление об изучаемом материале, помогаю более отчетливо понять его.

- принцип доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

 - принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии использую  для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений.

 Подвижные игры на уроках физической культуры используются  для решения:

 1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

 2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

В ходе игр вырабатывается, и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных, и лично-командных соревнованиях. Мои  наблюдения показывают, что важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъём детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. Взяв во внимание главные мотивы игровой деятельности и взаимоотношений играющих, при достижении стоящих перед игрой целей игры можно разделить на три группы:

- некомандные игры — это игры, в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Чай — чай — выручай»;

- игры переходные к командным — это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя»;

-командные игры — это игры, характеризующиеся совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, например: «Скакуны», «Воробьи и вороны», «Две улицы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон» [3].

 Игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяются подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанье и перелезания. Применение  игровых технологий на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики проводятся на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма:

1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

3. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей.

5. Развитие игровой ситуации [2].

Подвижные игры применяю в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного использования с общеразвивающими и специальными упражнениями. При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место среди других упражнений и учебных заданий.

 Опора на игру позволяет эффективнее решать задачу обучения детей определенному набору упражнений и соответствует положениям психологии о потребностях детей, способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков. Также подготовка к сдаче норм ГТО, сопровождающаяся позитивным эмоциональным настроем в ходе применения подвижных игр, стимулирует двигательную активность детей, меньше их утомляет и готовит организм к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований. Важно, что игры, включаемые в занятия, часто выполняют роль модели формирования определенного психологического стереотипа, т. к. упражнения в них закрепляются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это важно для будущего участника соревнований по отдельным видам и многоборью ГТО [4].

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — введен для решения проблемы – продвижение ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья. Где массовый спорт должен развиваться и быть более доступным не только для детей, но и людей разного возраста и состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО, которые мы включили в учебные занятия. С 1-го по 11-й классы учащиеся сдают нормы ГТО. Актуальность комплекса ГТО в современной школе очевидна.

Одна из основных задач учителя физической культуры в начальной школе, заключается в том, чтобы создать у младших школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом, в том числе ознакомить их с основными нормативами комплекса ГТО, а так же подготовить детей к сдаче комплекса ГТО на максимально высокие результаты.

Подвижные игры, прежде всего, служат задачам физического развития детей, совершенствованию элементов спортивной техники, воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств. На своих уроках в  подготовке к сдаче норм ГТО использую следующие  средства:

- по бегу на короткие дистанции и кроссу применяю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры: перебежки и салки («Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место» и др.), а также разнообразные эстафеты с бегом «Вызов номеров», «Переправа», круговая эстафета и др.) [1];

 -игры с метаниями («Снайперы», «Перестрелка» и др.) полезно применять для овладения занимающихся навыками метания теннисного мяча на дальность.

-игры с элементами силовой борьбы: вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним («Бой петухов», «Перетягивание через черту» и др.) полезно для обучающихся к выполнению силовых норм ГТО (лазание по канату, отжимание и подтягивание на перекладине[5].

В процессе подбора игр для общей физической подготовки у меня  нет ограничений, но, когда речь идет о подготовительной работе к выполнению отдельных видов ГТО, игры отбираются по определенным критериям, соответствующих достаточно жестким требованиям. Входящие в игры упражнения должны быть сходны по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящих в комплекс ГТО.

Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО:

 — игры с включением элементов техники применяются в том случае, если этим элементы предварительно разучены;

— расстояния в играх-эстафетах должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их;

 — необходимо добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе игр-эстафет;

— при подведении итогов игр главным фактором следует считать приближенность к нормам ГТО.

Для решения задач спортивной подготовки во время занятий, запланированных по ГТО, важно ориентироваться не на отдельные игры, а на использование комплекса подвижных игр.

Проводимые мною уроки «ГТО в игровой форме», где в соревновательно-игровом формате проходит  ознакомление с правилами сдачи нескольких тестов ГТО 1-4-ой ступени, а также идет процесс по усовершенствованию физических качеств для успешной сдачи предложенных испытаний. Благодаря такому подходу основные задачи урока: развитие физических качеств, укрепление здоровья и ознакомление с условиями сдачи комплекса ГТО решаются в более комфортной для учеников младшей школы обстановке, где есть место азарту и самовыражению.

 Результат использования игровой технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания школьников. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся младших классов, в работе с которыми регулярно использовалась игровая технология, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данной технологии на уроках стали высокие результаты в проводимых соревнованиях.

Литература:

1. Гуревич И. А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / — М.: 1994. — 350 с.

 2.Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.-70 с. 3. 

3. Копылов Ю. А.,  Верхлин В. Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации. Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». — М.: Чистые пруды, 2005. — 32с

4. Пащенко А. Ю. Педагогические условия организации учебной и внеучебнойздоровьеразвивающей деятельности учащихся: Дис.... канд. пед. наук. / Нижневартовский государственный гуманитарный  университет. — М., 2006. — 194 с.

5. Поволяева Л. В. Подвижные игры как средство физического воспитания // Сайт-портфолио учителя физической культуры Поваляевой Людмилы Викторовны. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://fizkultura.ucoz.es/index/0–19.

Категория: Мои статьи | Добавил: gukovo15 (10.02.2018)
Просмотров: 1113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2024