Четверг, 18.04.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СШ №15

Меню сайта
Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как помочь ребенку успешно учиться в школе

 Грибанова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 15

Как помочь ребенку успешно учиться в школе

Детству следует оказывать

 величайшее уважение.

Децим Юний Ювенал.

Ребенок идет в первый класс… Родители счастливы и горды, естественно, волнуются. Думают о том, как сложится у него дальнейшая школьная жизнь. И  даже если он неплохо готов к школе (хорошо рассказывает, читает, пишет, считает) все равно не покидает какое-то беспокойство.

 Но еще большее волнение испытывает ребенок: ведь он находится на перепутье между школьной и дошкольной жизнью.

Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность, нарушается биологическое и психологическое равновесие [4]. И с таким ребенком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

  Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определенность школьному будущему, и это несколько успокаивает будущего первоклассника.

  По мнению детей, «настоящий школьник-это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки». Так воспринимает школу почти каждый первоклассник, как игру. Возможно, уже в первые дни ребенок сочтет себя обманутым, потому что в школе надо играть в совсем другие игры. Чаще всего это начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи игроком, который соблюдает все правила игры, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но все это ему надоело. Из хорошего ученика он превратился в троечника и прогульщика [3].

        Поэтому так важно в этот непростой период помочь ребенку настроиться именно на реальную школу, где ребенок должен будет учиться, где для этой учебы от него потребуется немало усилий.

        Особое внимание хочу уделить психологической готовности ребенка к школе, т.к. она является важнейшим итогом обучения и воспитания дошкольника в семье и в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение ребенка к школе и учебе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Прежде всего у ребенка должно быть желание учиться [5]. Ребенок может хотеть в школу, потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в школу очень важно и почетно, потому, что в школе есть звонки и перемены. Но это не означает, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Они еще не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придется пожертвовать игрой или прогулкой. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе.

        Большинство исследователей  под комплексом психологической готовности к обучению понимает определенный уровень развития трех сфер психологического развития ребенка:

-социально-эмоциональная;

-интеллектуальная;

-произвольная.

1. Социально-эмоциональная сфера. К социальной зрелости относится потребность ребенка  в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение правилам, условиям игры, а также способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [2].

2. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие ( перцептивная зрелость), включая выделение фигуры из фона, различение близких по написанию букв или цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и устойчивые формы внимания: концентрация, переключение и распределение; аналитическое мышление, выражающееся в способности анализировать условия, признаки каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных логико-причинных связей между ними; в возможности выделения и логического запоминания; сформированность пространственной ориентации и тонкой моторики руки; сформированность зрительно-моторной и слухоречевой координации [6].

Необходимый уровень сформированности произвольности определяется уровнем сформированности умения детей:

-сознательно и в полном объеме принять (услышать и запомнить) задачу учителя;

-сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- ориентироваться на заданную систему требований, представленную в числовом, графическом или вербальном виде;

- самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;

- управлять своими познавательными процессами (т.е. умение строить регуляторно-когнитивную структуру учебной деятельности) при работе с вербальным, числовым или наглядным материалом.

  Здесь должное следует отдать игре! Игровая деятельность-это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиняться правилу. При этом первоначально внешнее правило становится внутренним. Таким образом,  у ребенка возникает потребность вести себя в соответствии с внутренним правилом, формируется способность подчиняться словесному правилу или представляемому.

Школа - это большая игра со многими правилами и ребенок, не научившийся полноценно играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.

 Именно в игре развивается психика ребенка, поскольку в дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит психическое развитие [7]. Только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению. Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое школьное обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает иллюзию за счет выработки новых умений и навыков, но не имеющих ничего общего с психологическим развитием. Казалось бы, детям вместо игр можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию, представленные в занимательной форме, но это не то же самое, что игра. Значительная часть детей (50-60%) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку только в игре образуются «зоны ближайшего развития» [7].

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и по дому. В дошкольных учреждениях воспитатели еле-еле справляются с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Поэтому очень часто при записи ребенка в первый класс родители с изумлением узнают, что их читающий, пишущий и считающий ребенок психологически не готов к школе. Это проявляется не только в недостаточной сформированности когнитивных процессов, но и в неумении произвольно управлять ими и своим поведением, а также и в отсутствии учебной мотивации.

Мой практический опыт работы в школе показывает, что не все дети подготовлены  к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Чтобы ребенок был эффективен как ученик, у него должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к учению. Учебная мотивация – это новообразование, которое возникает в результате кризиса семи лет. Учебная мотивация как доминирующая определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности – учебной – и возникает, когда отживает предыдущий тип – игра. К моменту кризиса семи лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры.

 В возрасте 6-7 лет игры по правилам становятся наиболее предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры [6]. С развитием игр по правилам становится важным не только процесс игры, но и результат. В игре впервые проявляются  учебные мотивы, стимулирующие деятельность. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих удовлетворять другие развивающиеся потребности ребенка.

  Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к неукоснительному выполнению действий по разнообразным правилам. Если ребенок в дошкольном детстве много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли творческие занятия, то, скорее всего, к моменту поступления в школу у него будет сформирована учебная мотивация, являющаяся критерием психологической готовности ребенка к обучению в школе.

       Целесообразность проведения с дошкольниками и младшими школьниками игровых занятий , специально направленных на развитие личностно-мотивационных и регуляторно – когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью данного возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью [1]. Именно в данный период времени развития детей у них наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур. Что дает возможность эффективного и целенаправленного воздействия на интеллектуальную сферу и личностное развитие учащихся.

Игры-упражнения должны способствовать развитию: познавательных процессов, учебной мотивации, позиции школьника, умения удержать цель, умения играть по правилам, различных форм мышления, памяти, внимания (его произвольности), речи, осознанного произвольного поведения, умения общаться, поведенческой рефлексии, личностной самооценке, пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

И вот еще два очень важных параметра психического развития ребенка, необходимых для успешного обучения в школе, без которых невозможно или затруднительно обучение ребенка письму, чтению, выделению фигуры из фона, различению близких по написанию букв, цифр, соотнесению и запоминанию различных частей фигуры в пространстве и т.п.- это пространственная ориентация ребенка и развитие мелкой моторики.

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о готовности ( возможности) к правильной артикуляции букв, к готовности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; свидетельствует о сформированности двигательной памяти. Пространственный анализ - особое, высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов [8].

Если какой-то из блоков или параметров комплекса психологической готовности к обучению в школе недостаточно сформирован к моменту поступления ребенка в школу, это будет тормозить или препятствовать успешному вхождению ребенка в школьную (учебную) жизнь и не позволит перейти к систематическому школьному обучению.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи, которые затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

        Существует очень много методик, по которым можно проверить готовность ребенка к школе. Однако, какие бы методики не использовались для этого, ни в коем случае не следует заниматься натаскиванием детей. В таком сложном деле, как воспитание, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая работа может дать хорошие результаты.

        Чтобы помочь ребенку овладеть знаниями, учиться в школе радостно. Попытайтесь прожить с ребенком его школьную жизнь.

 Опираясь на личный опыт, могу предложить следующее:

- расскажите ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;

- внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.

 Определить отношение ребенка к школе помогут, например, такие вопросы:

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей или дома с мамой?
  4. Что делает учитель в школе?
  5. Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, предпочтение школьного обучения домашнему.

Но если так случилось, что ребенок проявляет интерес к внешней стороне учебы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, не стоит переживать. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придет интерес к знаниям, к содержанию занятий.

 Однако у ребенка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него еще не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Нужно быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

 В своей практике,  как при подготовке ребенка к школе, так и на начальной ступени обучения, я использую не только занятия-игры, но и технику квиллинг. Для детей этот вид занятий имеет не только развлекательный характер, но и несет в себе огромную пользу. Развивает внимание, память, логическое и пространственное  воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

                                                             

Приучает  к точным движениям пальцев, совершенствует  мелкую моторику рук, развивает глазомер. Кроме того, квиллинг имеет и воспитательные стороны: воспитывает интерес к искусству, формирует культуру труда и совершенствует трудовые навыки. Способствует созданию игровых ситуаций, формирует  коммуникативные способности детей. Воспитывает  аккуратность, бережное и экономное использование материалов. В ходе занятий ребята  учатся следовать устным инструкциям педагога, учатся взаимодействовать друг с другом, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

Бурный поток детской энергии легко направить в правильное русло, если проводить совместные занятия по квиллингу!

 

Литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1997.

2. Божович Л.И., Славина С.Л. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976.- №4.

3. Бондаренко С.Н. Почему детям трудно учиться. – М., 1976.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. – М., 1984.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – М., 2000.

8. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М., 1995.

      

Категория: Мои статьи | Добавил: gukovo15 (10.02.2018)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2024